Прочитав сегодня статью о печальных событиях 110 лет назад, обнаружила интересную информацию двухгодичной давности об истории российского флота.
В нашей семье всегда был известен факт участия отца моего двоюродного дедушки в обороне Порта-Артура. Он носил такую же фамилию, как и моя бабушка Анна Фёдоровна Ильютович, с которой мы жили в Вильнюсе до ее смерти. Фамилию Ильютович. Служил он на миноносце "Бедовый" инженер-механиком, был штабс-капитаном. Как известно, миноносец "Бедовый" принял на борт адмирала Рожественского, который и отдал приказ сдаться японской армии (15 мая 1905 года). Мой родственник Александр Владимирович Ильютович был офицером, а это означает что он "обвинялся в пассивном восприятии сдачи" (книга "Русско-Японская война" А.Уткин) осужден а потом помилован Николаем II. Чувство гордости переполняет меня - из показаний очевидцев "из числа офицеров сдачею возмущался один лишь шт.-кап. Ильютович", т.е вел себя геройски. История интересная, требующая дальнейшего изучения.
Под катом цитаты, позаимствованные из "Истории российского флота":
<< ...Адмирал что-то соображал и не сразу промолвил:
- Нет, я лучше перейду на «Бедовый», если, конечно, на нем все исправно и достаточно имеется угля.
- Есть!
Коломейцев вышел из каюты и поднялся на мостик. С «Буйного», когда подошли к «Бедовому» совсем близко, спросили голосом:
- Сколько у вас имеется угля и какой можете развить ход?
На мостике «Бедового» появился вызванный командиром миноносца Барановым инженер-механик Ильютович. Это был невзрачный человек, низенький, коренастый, с большим носом, с темно-рыжими усами, свисающими вниз, как две сосульки. Обыкновенно он быстро сходился с людьми, любил побалагурить, играя при этом легкомысленными глазами. Но теперь он был мрачен и, разговаривая с ненавистным командиром, смотрел вниз, словно заинтересовался его начищенными ботинками, Баранов, посоветовавшись с ним, зычно крикнул на «Буйный»:
- Угля имею сорок девять тонн! Для экономического хода хватит его на двое суток! Могу дать и полный ход - двадцать пять узлов!...>>
<<...А между тем неприятель не ждал... Имея ход почти в два раза быстрее, чем «Бедовый», он с каждой минутой приближался. Теперь уже невооруженным глазом можно было видеть, что гонятся японские миноносцы.
На мостик еще раз был вызван инженер-механик Ильютович.
- Владимир Владимирович, во сколько времени будут готовы пары? - спросил командир.
- Через полчаса, - ответил Илъютович. Флаг-капитан Клапъе-де-Колонг сказал:
- Разводите же скорее пары!
Илыотович пошел было, но его снова окликнули:
- Нет, постойте. Не надо!
Инженер-механик стал боком к начальству и, повернув к нему лишь голову, вдруг сбычился. Бронзовое лицо его, черноглазое, с ястребиным носом, шевеля свисающими усами, вздулось и помрачнело. Он уставился на Клапье-дс-Колонга угрожающим взглядом и, выдержав небольшую паузу, громко крикнул:
- Как - не надо?
- Хорошо, разводите, - чуть слышно пролепетал флаг-капитан....>>
<<...
«Сазанами», наконец, замолчал. Он приближался к «Бедовому» очень осторожно, а потом начал огибать его с криками:
- Банзай! Банзай!
Инженер-механик Илыотович, приказав в машине приготовить ручники у клинкетов холодильника, явился к флаг-капитану и сказал:
- Разрешите утопить миноносец. Через десять минут он будет на дне.
Клапье-де-Колонг ухватился за голову:
- Что вы говорите?! Разве вы хотите утопить адмирала? Доктор сказал, что его нельзя трогать.
Спустя некоторое время к «Бедовому» пристала японская шлюпка....>>
В процессе исследования, я нашла любопытное продолжение судьбы А.В.Ильютовича.
Оказывается, что он служил при немцах в Украине в 1918г., когда там царила полная анархия. Его дальнейшая судьба мне неизвестна. То ли он погиб - Красная Армия пришла в том году в Киев. То ли подался в Германию...
"Незадолго до ухода немцев из Киева, в том же ноябре 1918 г, возник проект создания украинской Днепровской флотилии, и даже нашёлся командующий — последний командир русской флотилии на Припяти капитан 1 ранга А. Ильютович." (из журнала "Морская коллекция" № 7, 2010)
2021 /05/06 update !
В нашей семье всегда был известен факт участия отца моего двоюродного дедушки в обороне Порта-Артура. Он носил такую же фамилию, как и моя бабушка Анна Фёдоровна Ильютович, с которой мы жили в Вильнюсе до ее смерти. Фамилию Ильютович. Служил он на миноносце "Бедовый" инженер-механиком, был штабс-капитаном. Как известно, миноносец "Бедовый" принял на борт адмирала Рожественского, который и отдал приказ сдаться японской армии (15 мая 1905 года). Мой родственник Александр Владимирович Ильютович был офицером, а это означает что он "обвинялся в пассивном восприятии сдачи" (книга "Русско-Японская война" А.Уткин) осужден а потом помилован Николаем II. Чувство гордости переполняет меня - из показаний очевидцев "из числа офицеров сдачею возмущался один лишь шт.-кап. Ильютович", т.е вел себя геройски. История интересная, требующая дальнейшего изучения.
Под катом цитаты, позаимствованные из "Истории российского флота":
<< ...Адмирал что-то соображал и не сразу промолвил:
- Нет, я лучше перейду на «Бедовый», если, конечно, на нем все исправно и достаточно имеется угля.
- Есть!
Коломейцев вышел из каюты и поднялся на мостик. С «Буйного», когда подошли к «Бедовому» совсем близко, спросили голосом:
- Сколько у вас имеется угля и какой можете развить ход?
На мостике «Бедового» появился вызванный командиром миноносца Барановым инженер-механик Ильютович. Это был невзрачный человек, низенький, коренастый, с большим носом, с темно-рыжими усами, свисающими вниз, как две сосульки. Обыкновенно он быстро сходился с людьми, любил побалагурить, играя при этом легкомысленными глазами. Но теперь он был мрачен и, разговаривая с ненавистным командиром, смотрел вниз, словно заинтересовался его начищенными ботинками, Баранов, посоветовавшись с ним, зычно крикнул на «Буйный»:
- Угля имею сорок девять тонн! Для экономического хода хватит его на двое суток! Могу дать и полный ход - двадцать пять узлов!...>>
<<...А между тем неприятель не ждал... Имея ход почти в два раза быстрее, чем «Бедовый», он с каждой минутой приближался. Теперь уже невооруженным глазом можно было видеть, что гонятся японские миноносцы.
На мостик еще раз был вызван инженер-механик Ильютович.
- Владимир Владимирович, во сколько времени будут готовы пары? - спросил командир.
- Через полчаса, - ответил Илъютович. Флаг-капитан Клапъе-де-Колонг сказал:
- Разводите же скорее пары!
Илыотович пошел было, но его снова окликнули:
- Нет, постойте. Не надо!
Инженер-механик стал боком к начальству и, повернув к нему лишь голову, вдруг сбычился. Бронзовое лицо его, черноглазое, с ястребиным носом, шевеля свисающими усами, вздулось и помрачнело. Он уставился на Клапье-дс-Колонга угрожающим взглядом и, выдержав небольшую паузу, громко крикнул:
- Как - не надо?
- Хорошо, разводите, - чуть слышно пролепетал флаг-капитан....>>
<<...
«Сазанами», наконец, замолчал. Он приближался к «Бедовому» очень осторожно, а потом начал огибать его с криками:
- Банзай! Банзай!
Инженер-механик Илыотович, приказав в машине приготовить ручники у клинкетов холодильника, явился к флаг-капитану и сказал:
- Разрешите утопить миноносец. Через десять минут он будет на дне.
Клапье-де-Колонг ухватился за голову:
- Что вы говорите?! Разве вы хотите утопить адмирала? Доктор сказал, что его нельзя трогать.
Спустя некоторое время к «Бедовому» пристала японская шлюпка....>>
В процессе исследования, я нашла любопытное продолжение судьбы А.В.Ильютовича.
Оказывается, что он служил при немцах в Украине в 1918г., когда там царила полная анархия. Его дальнейшая судьба мне неизвестна. То ли он погиб - Красная Армия пришла в том году в Киев. То ли подался в Германию...
"Незадолго до ухода немцев из Киева, в том же ноябре 1918 г, возник проект создания украинской Днепровской флотилии, и даже нашёлся командующий — последний командир русской флотилии на Припяти капитан 1 ранга А. Ильютович." (из журнала "Морская коллекция" № 7, 2010)
2021 /05/06 update !
https://uk.m.wikipedia.org - А. Ильютович
Комментариев нет:
Отправить комментарий